>
8-917-676-86-68, Чебоксары, Канашское шоссе, 7/1
Торговый комплекс "ТЕРМИНАЛ"
  Время работы: Понедельник - Пятница с 8:00 до 17:00, Суббота с 9:00 до 16:00, Воскресенье - выходной

Эксплуатационные характеристики пиломатериалов

Характеристики пиломатериаловЭксплуатационные характеристики пиломатериала принято называть технологическими свойствами.

Ударная вязкость

Под ударной вязкостью понимается способность пиломатериала поглощать работу при ударе. Испытания образцов пиломатериала размером .100x20x20 мм проводят на маятниковом копре. Показатель ударной вязкости используется для сравнительной характеристики пиломатериала. Пиломатериалы из вязкой древесины имеют защепистый излом, из хрупкой - раковистый. Высокая ударная вязкость характерна пиломатериалу лиственных пород. Для твердолиственных пород она в 2.5 раза выше, чем для хвойных.

Твёрдость

Твердость - способность сопротивляться проникновению другого, более твердого тела. Твердость - это местная прочность на вдавливание, оцениваемая по работе, затраченной на образование единицы новой поверхности. Существует несколько методов определения твердости на образцах пиломатериала. Статическую твердость устанавливают постепенным вдавливанием на радиальную, тангенциальную и торцевую поверхности, ударную - по рисунку на пиломатериале падающего стального шарика.

Износостойкость

Износостойкость (износоустойчивость) - это сопротивление трущейся древесины и деревянных деталей износу, то есть разрушению ее поверхности при трении поверхностями, обладающими абразивными свойствами. Износ наиболее характерен полу, палубам, трущимся частям сельскохозяйственных машин. Износостойкость тангенциального разреза (обычно поверхности полов и палуб) была выше у лиственницы - 0.14 мм, наименьшая у березы и пихты (соответственно 0.29 и 0.30 мм). У влажной древесины износ значительно выше, чем у сухой.

Способность пиломатериала удерживать крепления, гнуться, раскалываться, податливость обработке.

В отличие от других материалов массивная древесина обладает рядом положительных технологических свойств. Она хорошо тешется, строгается, сверлится, фрезеруется. К полезным свойствам относятся также способность удерживать гвозди (гвоздимость), шурупы и другие металлические крепления (скобы, костыли и т.д.). При забивании гвоздя или других креплений происходит локальное разрушение пиломатериала. На боковую поверхность вбитого гвоздя со стороны деформированного пиломатеирала оказывается давление, составляющее трение, прочно удерживающее гвоздь. Гвоздимость сухого пиломатериала хвойных и некоторых мягколиственных пород выше, чем у твердолиственных. Высохший пиломатериал лиственных пород при забивании гвоздя и металлических креплений часто раскалывается. Чем влажнее пиломатериал, тем легче забивается гвоздь и выдергивается. Чтобы выдернуть гвоздь из пиломатериала граба требуется в 4 раза больше усилий, чем из пиломатериала сосны. Также забитый в сырой пиломатериал гвоздь вытащить после высыхания легче, чем забитый в сухой пиломатериал.

Способность пиломатериала гнуться. Свойство используется при производстве гнутоклееных изделий, гнутье колесных ободьев, дуг, полозьев и др. Определяется испытанием образцов бруска размером 10x30x500 мм, путем помещения их в шаблоны разного угла (номера) изгиба. Высокие способности к гнутью в нагретом и влажном состоянии выявились для пиломатериала дуба, ясеня, черемухи, ильмовых, березы и осины, из хвойных пород - лиственницы и сосны.

Способность пиломатериала к раскалыванию. Учитывается при заготовке колотых сортиментов и дров. К числу сортиментов, получаемых раскапыванием, относятся: балансы, различные заготовки, дранки, спицы, клепка, кровельная щепа. Хорошо колются в радиальном направлении даже при наличии сучков пихта, осина, ольха, липа, сосна, ель, акация белая; удовлетворительно — дуб, ясень, ильм; плохо - вяз, берест, клен, граб.

Изучая удельные и эксплуатационные характеристики при использовании пиломатериала в качестве конструкционного материала, важно знать о связях механических свойств с другими показателями, в частности, о плотности. Показатель механических свойств в единице плотности при влажности 12% принято называть удельной характеристикой.

У хвойных пород удельная прочность и жесткость при сжатии вдоль волокон на 15% выше, чем у лиственных пород. Особенно это характерно для пиломатериала ели и пихты. По удельной прочности при статическом изгибе различия между хвойными и лиственными породами несущественные. По удельным характеристикам прочности при скалывании вдоль волокон, вязкости при изгибе, твердости торцевой поверхности лиственные породы превосходят хвойные. В целом удельные характеристики пиломатериала значительно превосходят полимерные материалы и некоторые металлы.

Но древесина в конструкциях используется вместе с присущими ей пороками, что значительно снижает механические свойства, полученные при испытании чистых образцов. Поэтому в строительных нормах и правилах (СНиП) при расчетах прочности конструкций пользуются не установленными при испытаниях пределами прочности, а расчетными сопротивлениями разрушению. В расчетных сопротивлениях принимается прочность изгибу и сжатию в 3-6 раз и растяжению вдоль волокон -- 10-15 раз ниже, чем данные, полученные на чистых образцах. Расчетные сопротивления местному смятию и сжатию поперек волокон принимаются в 2-3 раза, скалыванию вдоль и поперек волокон в 3-8 раз ниже, чем полученные при стандартных испытаниях. Кроме того, эти базисные показатели прочности умножают на снижающие коэффициенты, с учетом породы, возраста, длительности работы в конструкциях.

Такие расхождения данных лабораторных испытаний на малых образцах с принятыми расчетными показателями для крупных образцов с индивидуальным распределением пороков древесины на каждой единице продукции подсказывают на целесообразность их проводить лишь при использовании пиломатериала и ответственных изделиях. Установлены случаи, когда прочный пиломатериал матицы в заводском цехе не выдержала долговременное изгибающее усилие в 10 раз меньше установленного расчетного параметра из-за образования разрезанным крупным сучком опасного разрывающегося сечения.

Можете приехать к нам и всё "посмотреть своими руками"  

Куда ехать